Общая задача Ассоциации – сохранение специальности  «Фундаментальная и прикладная лингвистика» и сообщества теоретических и прикладных (компьютерных) лингвистов в России.

 

1.Организационная.

В настоящее время происходит слом старой системы представительных учебно-методических объединений, которые организовывались при ведущих университетах страны и служили центрами обмена опытом  преподавательской элиты разных высших учебных заведений, а также центрами создания и экспертизы программ и учебников. Вместо них при министерстве образования создается новая громоздкая иерархическая структура: Координационные советы по областям науки, которым подчиняются Федеральные УМО (ФУМО) по так называемым укрупненным группам специальностей и направлений (УГСН).  Наше направление «ФиПЛ» относится к ФУМО по УГСН «Языкознание и литературоведение», в которое входит наряду с «Филологией», «Лингвистикой» и «Информационными технологиями в гуманитарных сферах», Председателем этого ФУМО является президент СПбГУ, а среди его членов нет пока ни одного представителя нашего направления. Между тем, структура этого направления подготовки особенна, она существенно отличается от любого из трех других направлений группы. Пока там не предусмотрены наши представители, мы лишены возможности отстаивать в ФУМО свои интересы:.

В то же время, одновременно с ФУМО разрешено создавать профессиональные  ассоциации, которые могут способствовать решению задач по развитию конкретных, в том числе узких, учебно-научных направлений. Для нас это важная возможность: и мы создали такую ассоциацию, обозначив и зафиксировав тем самым особое место направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика» как особого явления в науке и образовании.  Ассоциация -- это необходимая форма для нашего взаимодействия, обсуждения и решения собственных задач.

2. Методическая

В свое время под руководством А.Е. Кибрика были разработаны Стандарты третьего поколения по направлению ФТИПЛ – для бакалавриата и магистратуры, где были зафиксирован минимум обязательных дисциплин для подготовки лингвистов соответствующего профиля. Сейчас, когда по указаниям Министерства науки и образования стандарты меняются в сторону все меньшей конкретности, мы должны следить, чтобы в ходе таких изменений не пострадала суть специализации, «ядро» учебных курсов и заложенные традиции непрерывного обучения – такие как, например, Московская Традиционная олимпиада по лингвистике, летние школы или полевая лингвистическая практика и др., а главное --  уникальный методический опыт преподавания точных наук вместе с гуманитарными, который в современной реальности оказался настолько востребован.  

Востребованность специальности привела, и, надеемся, приведет в ближайшее время, к возникновению новых центров ФиПЛ и укреплению недавно созданных (в Новосибирске, Пензе, Ижевске, Махачкале и других городах). В таких случаях особенно необходима методическая  помощь и опора на предшествующий опыт.

Задача Ассоциации -- это методическая работа, в которой будут взаимодействовать все университеты, где сохранилась или введена специальность «Фундаментальная и прикладная лингвистика». Преподаватели получают возможность обмениваться опытом, методическими материалами и строить стратегию развития специальности в целом.

В русле современных тенденций образования, мы должны позаботиться не только об обеспечении ФТИПЛ учебными материалами (которых так остро недостает), но и о дистанционных курсах по основным предметам Программы.

3. Экспертная

Мы полагаем, что Ассоциация, в создании которой участвовали представители всех крупнейших университетов страны и лингвистических академических институтов, будет достаточно авторитетна для того, чтобы проводить экспертизу предлагаемых профильных стандартов, учебников,  курсов и проч.

4. Связи с работодателями

Первоочередная задача ассоциации – выработать профессиональный стандарт для позиции «Лингвист» в компаниях, которые занимаются автоматической обработкой текста и смежными задачами.  Этот стандарт должен быть увязан с образовательным  стандартом ФиПЛ с тем, чтобы выпускники соответствующих отделений, которые сегодня работают на этих позициях, получили документ о формальном соответствии своим должностям, разработанный Ассоциацией совместно с заинтересованными в этом работодателями.  

5. Объединительная

50 лет назад, когда возникло первое Отделение теоретической (структурной) и прикладной лингвистики в МГУ, оно было уникально, а соответствующее сообщество – очень локально, потому что каждый год выпускалось всего около 20 специалистов: все друг друга хорошо знали. Сейчас только в Москве такие отделения есть в РГГУ, НИУ ВШЭ, а кроме того такие отделения или кафедры работают в других вузах Москвы, а также Владивостока, Волгограда, Воронежа, Ижевска, Казани, Курска, Новосибирска, Перми, Твери, Томска, Челябинска и некоторых других городов – соответственно, число студентов выросло в разы. Нужны общие студенческие конференции, экспедиции, координация в организации олимпиадного движения и летних школ и проч.  

В то же время, внедренное повсеместно ступенчатое образование сужает круг профессиональных лингвистов: бюджетных мест в магистратуре становится все меньше, и выпуски магистров ФиПЛ, даже если сложить все существующие магистратуры, оказываются совсем  не так велики – в этом смысле положение специальности оказывается хрупко и неустойчиво. Нужна координация усилий, чтобы магистерские программы и магистры взаимодействовали между собой, как это было раньше на уровне специалитетов.  Собственно, сейчас уже начинает происходить обмен бакалаврами как абитуриентами разных магистерских программ ФТИПЛ.

 

Фактически мы сами должны организовать студенческую и преподавательскую мобильность: чем теснее будут связи, тем прочнее будет положение специальности в целом.